Продолжение, начало здесь.

16 мая в Доме дружбы народов состоялось заседание дискуссионного круглого стола по теме «Перспективы эколого – экономического развития Республики Алтай», организованное РОЭО РА «Сакральный Алтай». Зал был полон, присутствовали представители научного сообщества, общественники, эксперты-экологи, экономисты, политики – более подробно персоналии будут указаны ниже.

Перешли ко второму вопросу повестки – включение в экономику историко-культурного ресурса. «Основание этому – факт, что Алтай – это исток народов мира, а Республика Алтай является полноправным преемником данного статуса. Общие генетические, исторические, духовные скрепы народов мира – это залог установления добрососедских отношений и благоприятных условий для развития, соразвития и взаимного сотрудничества. Из 85 субъектов РФ только РА в силу своего исторического статуса обладает этим правом», – отметила Зинаида Тырысова. По ее словам, использование во внутренней и внешней политике РФ историко – культурного статуса Алтая как истока народов мира, укрепит федерализм в России, консолидирует народы и государства мира вокруг их исторической прародины; сформирует имидж республики как исключительного и уникального региона, повысит социально-экономическое благосостояние населения РА. Сохраняя экологию, Республики Алтай может реализовать стратегию пространственного развития своей территории, объединяющую как ноосферную, так и эколого-экономического концепции развития. Она также поддержала идею Владимира Петрова насчет строительства на базе «Алтайской долины» историко-делового сити-центра «Алтайим менин кабайым» («Алтай — моя колыбель»).

Руководитель «Сакрального Алтая» отметила, что в данном вопросе также важен вопрос развития алтайского языка. Свой экспертный анализ об актуальных проблемах образования и науки в РА и состояния алтайского языка предложила Нина Киндикова (доктор филологических наук, профессор факультета алтаистики и тюркологии ГАГУ). Она заметила, что, как известно, в университетах учатся бакалавры, магистры, аспиранты и сегодня аспиранты уже обучаются на платной основе: 28 тысяч рублей в год. Кому интересно платить такие суммы, если зарплата не превышает 10 тысяч рублей? «По окончании заочного и очного обучения, которое длится три-четыре года, на основе научного доклада аспирант получает документ, удостоверяющий окончание аспирантуры, а защита кандидатской диссертации является его личным делом. В перспективе образовательные структуры сами должны быть заинтересованы в обучении остепененных специалистов через аспирантуры. Магистранты пока обучаются бесплатно, но в скором времени и это тоже перейдет на платную основу, по образцу зарубежных стран. Все это новшества, введенные сверху. Так, образование и наука незаметно переходят на платное обучение. Отрадно, что школьные учебники по алтайскому языку и литературе с 1 по 9 классы вошли в федеральный перечень. Наряду с бумажными действуют электронные учебники, однако гонорар автору остается на прежнем уровне. На создание одного школьного учебника потребуется один или половина года. Гонорар начисляют примерно тридцать тысяч рублей. Если учесть, что один учебник создают три специалиста: ученый, методист, учитель-практик, то каждый получит по 10 тысяч. Пора пересмотреть оплату труда авторам за создание школьных учеников», – уверена Киндикова.

Что касается ученых, говорила профессор, то в последние 10 лет они вынуждены платить за публикацию собственных статей за рубежом и в России, не говоря о том, что монографии издаются мизерным тиражом, а сборники статей – лишь в электронном виде. Учебные пособия публикуются согласно количеству обучающихся: одно пособие рассчитано на двух студентов, точнее, издается не более 25 экземпляров. Об участии ученого в научно-практических конференциях не стоит говорить, поскольку они остаются «невыездными» из-за отсутствия командировочных. В таких условиях невозможен обмен идеями, общение с коллегами из других стран, регионов. Это выгодно только тем ученым, кто выигрывает грант. Однако в последнее время редко кто участвует в написании российских и зарубежных грантов, отчеты за которые занимают больше времени, чем творческая деятельность ученых.

В Республике Алтай функционирует 181 общеобразовательная школа, из них в 126 школах преподают алтайский язык и литературу, в 8 казахских школах – казахский язык и литературу, а в 90-е годы их число было около 200. Одно дело – сокращение количества обучающихся, другое – в поисках заработка лучшие учителя школ, родители с детьми уезжают на Север. Как остановить этот процесс?

«На днях огласили хорошую новость – учитель получит один миллион, если согласится работать в селе. Но кто пойдет в школу сегодня? Отсутствие директоров-лидеров школ заметно во многих районах республики, не говоря об образцовых предметниках, которые сплачивали бы вокруг себя лучших учеников. Одному женскому коллективу школ непосильно воспитание и образование подрастающего поколения, нужны мужчины-учителя.

Необходимо остановить миграцию школьников из села город, не говоря о детях дошкольного возраста. Дети малочисленных этносов заметно теряют родной язык. Построили детские сады, а об их своевременном обеспечении содержания в свое время не позаботились: алтайские дети уже обрусели, дошкольники не владеют материнским языком. Одно дело – их родители не владеют родным языком, другое – дома они со своими детьми разговаривают на русском языке. Привлекли к воспитанию бабушек, но уже упустили время. Остается обучать алтайских детей родному языку по методике преподавания иностранного языка.

Удивило и такое нововведение – учащиеся с пятого класса начнут изучать два иностранных языка: кроме английского и немецкий язык. Если школы республики выберут немецкий или китайский языки, то алтайский язык вовсе останется невостребованным! Российский канал выделил на родной язык вещания 20 минут времени в 9 часов утра. Как жители республики услышат эти новости на алтайском языке, если в это время они находятся на работе? А переводы мультиков с русского на алтайский язык не совсем удачны. Необходима игра актеров театра с экрана. Республиканская газета выходит всего два раза в неделю, нет ни одного литературного журнала. Разве что альманах «Эл Алтай», публикующий произведения новичков, и то он издается раз в год.

Необходимо увеличить штаты кафедры алтайского языка и литературы по созданию школьных и дошкольных методических пособий. По непонятным причинам ректор этой структуры не утверждается более 5 лет, когда в республике имеются невостребованные доктора и кандидаты педагогических наук.

Сегодня в РА нет ни одной национальной школы. Республиканская гимназия потеряла эту функцию во время перехода на гимназию, а городская общеобразовательная школа № 7 «обещаниями» строится уже 28-й год. Выделенное место для строительства этой школы – это, оказывается, самый густонаселенный район города. Если и построят здание этой школы, то там окажутся дети этого района. Алтайские дети окажутся в инонациональной среде. А для общения и обучения обязательно необходимо учитывать среду обучения. Минобрнауки РА должно обратить внимание на этот факт. Считаю, что целесообразно вернуть действующей гимназии статус национальной гимназии, а в уставе школы №7 закрепить углубленное изучение родного языка», – сказала Киндикова.

Сегодня нет перспективы обучения для школьника, поэтому родители пишут заявление о выборе языка обучения, хотя по закону они обязаны изучать родной язык. Но родители же не могут предсказать судьбу своего ребенка в 1 классе. А все это началось с выбора сдачи основных дисциплин для ЕГЭ. Родной язык и литература не входит в обязательный предмет и родители решили не перегружать «лишним» ребенка.

Нина Киндикова также обратила внимание на старение учительских кадров и предложила включить в резолюцию разработку государственной программы «Развитие алтайского языка» и в рамках этой программы обратить внимание на подготовку и переподготовку национальных кадров для образования и науки; разработать методику обучения алтайских детей, не владеющих родным языком, по образцу методики обучения иностранному языку;

приложить в учебниках дополнительный учебный материал на диалектах алтайского языка (кумандинский, тубаларский, челканский). Желательно открытие республиканского литературного музея столицы и аллеи алтайских классиков (бюсты); а также продолжение издания многотомника классика алтайской литературы Л.В.Кокышева; кроме того, нужно вернуть республиканской гимназии статус нацгимназии.

Далее слово предоставили Василию Ойношеву, кандидату филологических наук, председателю совета АРО ВОО «Всероссийское Общество Охраны памятников истории и культуры». «В свое время с участием Зинаиды Танышевны мы разработали программу обустройства достопримечательных мест вдоль Чуйского тракта, но по независящим от нас причинам получилось лишь минимально их благоустроить. культовую часть – перевалы, источники, урны для мусора... остальное осталось без движения. В РА задействованы лишь отдельные объекты из числа памятников природы, например, Калбак-Таш. Кстати, вот этот объект показывает, как можно тут зарабатывать – например, в прошлом году туристы оставляли там 15-20 тысяч рублей ежедневно. А согласно нашей программе такие места должны быть везде по республике, разнообразные – этнографические, археологические, культовые», – говорил Василий Петрович. По его мнению, нужно обратить внимание на тех людей, кто работает с туристами — чаще всего они не регистрируются как предприниматели, никаких налогов они не платят. То же самое и с теми, кто занимается народными промыслами: «По нашим подсчетам, более 300 человек работает в этой сфере, а официально зарегистрированы чуть более 10 человек. Наверное, тут нужен какой-то другой подход. Вот по дорогам тоже – смотрю, два с половиной района за Барагашом, там люди мучаются всю жизнь. В то же время за Еландой делают шикарную дорогу за 99, что ли, миллионов, а там всего одна деревня. Почему так расходуются деньги?» Ойношев поддержал предложенную концепцию, отметив, что следит за публикациями о «Сакральном Алтае» и напомнив об эколого-экономическом совете, существовавшем в регионе в 90-е годы.

Анастасия Тодожокова, кандидат химических наук и член «Сакрального Алтая», говорила об этнографическом туризме:

- Одной из составляющих устойчивого развития территории Республики Алтай может быть этнографический туризм, который сохраняет культурно-историческое наследие с природной составляющей и одновременно реализует социальные, экономические и экологические потребности этноса, проживающего на определенной части территории Горного Алтая. Развиваются различные виды – спортивный, горный, водный, конный, охотничий и пеший, экологический и сельский туризм, настоящее время развивается аграрный туризм, но нет этнографического туризма. Этнографический туризм предполагает знакомство не только с данными природными объектами, но и с различными проявлениями нематериальной, духовной культуры, а именно фольклор (сказки, легенды, песни и т.д.), обряды, традиции и обычаи; традиционные ремесла, национальная кухня, традиционные праздники, фестивали, спортивные состязания. Кроме этого туристы познакомятся с оздоровительным питанием, например: талкан – это адсорбент, выводящий из организма шлаки и токсины; чегень – содержит ферменты, способствующие пищеварению, чаи из лекарственных трав также обладают различными свойствами. Все это богатство Республики Алтай эксплуатируется туроператорами из Москвы, Новосибирска, Барнаула и Белокурихи под брендом «Золотое кольцо Алтая»и каждый день из этих городов выезжает автобусы в 40-45 человек по 35-50 тысяч рублей путевка и проезжают это кольцо за 5-7 дней, используют наши природные ресурсы, красоты наших гор, рек и трав в их проспектах, рассказах гидов. При этом никак не отражены культура, традиции и кухни этносов, живущих по «золотому кольцу». Нам же от них остаются горы мусора, истоптанные святые перевалы, отколотые наскальные рисунки, сорванные эндемики, а посмотрите, что они вешают на наших аржанах, перевалах и святых местах? Это прямое осквернение наших традиции и мировоззрения. Предлагаю: по маршруту «Золотое кольцо Алтая» построить современные этнотуробъекты, с национальным колоритом, юртой, с баней (сауной, фитобочкой) и гостевым домиком, а территория должна быть оформлена эндемичными растениями, кустарниками

(маральником), теренкуровской тропой, с бассейном и спортивной площадкой. Вокруг таких турбаз будут развиваться сады, огороды и фермы с экологическим продуктом. Тогда будут рабочие места, нужны будут специалисты-экскурсоводы, которые сами будут вести беседы о древних культурах скифов, о значимости наскальных рисунков, о правилах поведения на сакральных и святых местах, тогда молодежь вернется в свои родные места, а не поедет на Сахалин. Необходимо этнографический туризм внести в Республиканскую программу внутреннего и въездного туризма Республики Алтай до 2035 года с соответствующим финансированием, а не только развивать мегакластеры для вип-персон – они ведь платят только за аренду земли и за недвижимость, а местных принимают лишь подсобными рабочими.

- Наш сегодняшний разговор непосредственно относится к каждому жителю Республики Алтай, – уверен Василий Кудирмеков, председатель правления (Эл Башчы) РОД «Алтай Курултай», зайсан рода иркит. – В понятие «историко-культурный производственный ресурс Республики Алтай» необходимо добавить слово «духовный», так как духовное состояние жителя Республики Алтай, особенно его коренного жителя, алтайца, напрямую влияет на экологию, на природопользование и природоохрану региона – коренные жители раньше сохранили и теперь являются гарантом всего этого.

Сегодня, когда человек вынужден думать, как добыть любыми путями средства для существования, лечения и учебы самого себя и своих детей – этот человек поневоле начинает отходить от вечных ценностей добра, уважения к своей Родине и природе. В нашем, признанном всем миром священном, сакральном Алтае необходимо установить каноны поведения человека разумного, в том числе и для туристов. Мы от безысходности стали поднимать руку на свою мать-природу. Участие в варварской вырубке лесов, сборе лекарственных растений и истреблении краснокнижных животных – из-за отсутствия работы, из-за отсутствия денег на нормальное существование себя и своих детей. Это крайне важно – обеспечение аборигена работой, чтобы он мог себя прокормить. Когда абориген берется за топор или ружье, никакими законами, заповедниками или охранными службами не спасти от него его же окружающий мир. Природа Республики Алтай находится у крайней черты и сейчас особенно важно осуществление всех мероприятий, о которых говорится сегодня за этим круглым столом. Нет работы, денег - рубим священные кедрачи. Нет газа для отопления, не газифицируем деревни, гоним газ за рубеж – рубим весь лес вокруг своих деревень. Всем известны факты продажи на рынках, священного для алтайцев, арчына-можжевельника. Его покупают и сами алтайцы. А ведь раньше для алтайца взять арчын в природе можно было, только соблюдая множество сакральных ритуалов. Или вот получило широкое распространение иметь на турбазах шутовских шаманов с бубнами. Иногда в этих комедиях принимают участие и сами алтайцы. Причина – деньги. Опустошается душа главного хранителя природы Горного Алтая, его коренного жителя.

По этим же причинам алтаец уже взялся за уничтожение самого себя, отказываясь от своего родного языка. Практически половина детей алтайцев не знают своего родного языка.

Недавно пришлось бывать в труднодоступном селе Саратан Улаганского района. Там в семье, где дети не ходят даже в детсад, дети говорят на русском языке, они смотрят телевизор, где нет детских программ на алтайском языке. Дети не ходят в детсад, поскольку родители не тянут это финансово, или родителям некогда отвлекаться, круглые сутки надо ходить за скотом, благодаря которому есть хоть пропитание всей семье. В наших деревнях безработица гарантированно выше 50-80%, несмотря на официальную статистику 8-10%.

От РОД «Алтай Курултай» предлагаю внести в проект резолюции круглого стола следующие пункты: добиваться реализации Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. №703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №666» в части выполнения пункта 5: Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются: д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации». Доработать нормативную базу законодательства РА в части введения обязательных этнологических экспертиз и получения положительного заключения при осуществлении любых строительных проектов в РА. Ввести обязательное обучение на родном алтайском языке всех предметов в начальных классах школ в селах проживания алтайского населения РА. Ввести экологический въездной сбор для всех въезжающих на территорию РА в размере 250 рублей с человека. Это даст ежегодно около 600 миллионов рублей в доход республиканского бюджета. Эти деньги направить на сбор и переработку мусора, на экологические мероприятия, на поддержку малого экологического бизнеса и зеленый туризм. Эти деньги будут дисциплинировать и нас самих, так как заплатившие эти деньги туристы с нас самих спросят, потребуют необходимую культуру, чистоту и весь остальной сервис оказываемых услуг на должном уровне.

Почетный архитектор России, член Союза архитекторов России, Заслуженный строитель РА, почетный гражданин РА, главный инженер автономного учреждения «Экспертиза РА» Михаил Епишев поддержал мысль о создании на базе «Алтайской долины» этнокультурного центра и говорил об оформлении знаковых мест республики с национальным уклоном, начав с деревянной коновязи в зале Дома дружбы народов и затем коснувшись комплекса на въезде в Республику Алтай со стороны Долины свободы:

- У нас есть ключевые участки, которые говорят о нас, в том числе в духовном отношении, вот как этот комплекс – он создает первое впечатление. А ведь были попытки отдать его под торговлю. Вот участок возле аэропорта – есть решение перенести туда автовокзал. Это место тоже сразу должно давать впечатление об Алтае и о нас, его нужно грамотно и с национальным колоритом оформить, как и другие подобные места, граница с Монголией, с Казахстаном. Ну и конечно – наши сакральные места требуют такого же отношения, грамотного и бережного. У всех на слуху большой проект берегоукрепления и набережной в районе Артыбаша, плюс благоустройства территории. Нужная работа, но почему получился просто проект набережной? А ведь столько идей, легенд об Алтын-кель... Так много разных вариантов.

Михаил Делдубаевич также коснулся строительства девятиэтажки за физматом – «ведь это культурно-исторический центр, откуда город развивался... Кому объяснить эти вещи, кто нас поймет? Люди, имеющие большой опыт работы, сегодня оттеснены... и у эксперта руки-ноги связаны, ты не имеешь права требовать внесения каких-то архитектурных национальных элементов, если документ идет в рамках нормативов. Сегодня в администрации Горно-Алтайска нас не знают и боятся, в муниципалитетах кто угодно занимается архитектурными решениями». По мнению архитектора, при принятии любого решения по строительству любого объекта необходимы общественные слушания с привлечением специалистов. Почетный архитектор России Михаил Епишев предложил включить в резолюцию внесение изменения в градостроительные документы РА в части проектирования и строительства основных объектов общественного и жилищного строительства с учетом региональных особенностей территорий (элементы национальной архитектурно-художественных решений, традиций в планировке усадебной застройки) и данные требования внести в Правила землепользования и застройки территорий муниципалитетов.

Антонина Распаева, руководитель турочакского филиала «Сакрального Алтая», рассказала, что в Турочакском районе 84 сакральных объекта, которые пока невозможно узаконить, хотя документы об отнесении этих объектов к памятникам природы для последующей охраны есть аж от 1980 года. В районе есть объекты федерального и регионального значения, причем широкая общественность об этом не знает, и объекты не имеют паспортов, хотя по закону это необходимо. «По дну сакрального Телецкого озера проведен кабель, в районе турбазы «Алтай Вилладж», у меня акт на руках, когда комиссия это утверждала, и единственный человек, который был против – это Петр Бедушев. Сейчас от горнолыжки 8 км можно протянуть линию – надо же уже убирать кабель со дна? Нам необходим закон о сакральных местах в РА, региональный, если он будет – нам будет проще работать и мы сохраним наши сакральные места. Я — кузенка, я свою историю знаю, а вот люди живут в селе Тондошка, которому 350 лет, очень старое село, у нас таких немного совсем, и когда вокруг него вырубаются леса – это очень страшно», - говорила Антонина Александровна. Зинаида Танышевна дополнила – по ее сведениям, закон о сакральных местах одобрен минфином РА и сейчас проходит экспертизу в ГПУ правительства.

Инна Жулаева

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 голосов)