16 мая в Доме дружбы народов состоялось заседание дискуссионного круглого стола по теме «Перспективы эколого – экономического развития Республики Алтай», организованное РОЭО РА «Сакральный Алтай». Зал был полон, присутствовали представители научного сообщества, общественники, эксперты-экологи, экономисты, политики – более подробно персоналии будут указаны ниже.

Продолжение. Начало здесь.

Кстати, вот этот объект показывает, как можно тут зарабатывать – например, в прошлом году туристы оставляли там 15-20 тысяч рублей ежедневно. А согласно нашей программе такие места должны быть везде по республике, разнообразные – этнографические, археологические, культовые», – говорил Василий Петрович. По его мнению, нужно обратить внимание на тех людей, кто работает с туристами — чаще всего они не регистрируются как предприниматели, никаких налогов они не платят. То же самое и с теми, кто занимается народными промыслами: «По нашим подсчетам, более 300 человек работает в этой сфере, а официально зарегистрированы чуть более 10 человек. Наверное, тут нужен какой-то другой подход. Вот по дорогам тоже – смотрю, два с половиной района за Барагашом, там люди мучаются всю жизнь. В то же время за Еландой делают шикарную дорогу за 99, что ли, миллионов, а там всего одна деревня. Почему так расходуются деньги?» Ойношев поддержал предложенную концепцию, отметив, что следит за публикациями о «Сакральном Алтае» и напомнив об эколого-экономическом совете, существовавшем в регионе в 90-е годы.

Анастасия Тодожокова, кандидат химических наук и член «Сакрального Алтая», говорила об этнографическом туризме:

- Одной из составляющих устойчивого развития территории Республики Алтай может быть этнографический туризм, который сохраняет культурно-историческое наследие с природной составляющей и одновременно реализует социальные, экономические и экологические потребности этноса, проживающего на определенной части территории Горного Алтая. Развиваются различные виды – спортивный, горный, водный, конный, охотничий и пеший, экологический и сельский туризм, настоящее время развивается аграрный туризм, но нет этнографического туризма. Этнографический туризм предполагает знакомство не только с данными природными объектами, но и с различными проявлениями нематериальной, духовной культуры, а именно фольклор (сказки, легенды, песни и т.д.), обряды, традиции и обычаи; традиционные ремесла, национальная кухня, традиционные праздники, фестивали, спортивные состязания. Кроме этого туристы познакомятся с оздоровительным питанием, например: талкан – это адсорбент, выводящий из организма шлаки и токсины; чегень – содержит ферменты, способствующие пищеварению, чаи из лекарственных трав также обладают различными свойствами. Все это богатство Республики Алтай эксплуатируется туроператорами из Москвы, Новосибирска, Барнаула и Белокурихи под брендом «Золотое кольцо Алтая»и каждый день из этих городов выезжает автобусы в 40-45 человек по 35-50 тысяч рублей путевка и проезжают это кольцо за 5-7 дней, используют наши природные ресурсы, красоты наших гор, рек и трав в их проспектах, рассказах гидов. При этом никак не отражены культура, традиции и кухни этносов, живущих по «золотому кольцу». Нам же от них остаются горы мусора, истоптанные святые перевалы, отколотые наскальные рисунки, сорванные эндемики, а посмотрите, что они вешают на наших аржанах, перевалах и святых местах? Это прямое осквернение наших традиции и мировоззрения. Предлагаю: по маршруту «Золотое кольцо Алтая» построить современные этнотуробъекты, с национальным колоритом, юртой, с баней (сауной, фитобочкой) и гостевым домиком, а территория должна быть оформлена эндемичными растениями, кустарниками (маральником), теренкуровской тропой, с бассейном и спортивной площадкой. Вокруг таких турбаз будут развиваться сады, огороды и фермы с экологическим продуктом. Тогда будут рабочие места, нужны будут специалисты-экскурсоводы, которые сами будут вести беседы о древних культурах скифов, о значимости наскальных рисунков, о правилах поведения на сакральных и святых местах, тогда молодежь вернется в свои родные места, а не поедет на Сахалин. Необходимо этнографический туризм внести в Республиканскую программу внутреннего и въездного туризма Республики Алтай до 2035 года с соответствующим финансированием, а не только развивать мегакластеры для вип-персон – они ведь платят только за аренду земли и за недвижимость, а местных принимают лишь подсобными рабочими.

- Наш сегодняшний разговор непосредственно относится к каждому жителю Республики Алтай, – уверен Василий Кудирмеков, председатель правления (Эл Башчы) РОД «Алтай Курултай», зайсан рода иркит. – В понятие «историко-культурный производственный ресурс Республики Алтай» необходимо добавить слово «духовный», так как духовное состояние жителя Республики Алтай, особенно его коренного жителя, алтайца, напрямую влияет на экологию, на природопользование и природоохрану региона – коренные жители раньше сохранили и теперь являются гарантом всего этого.

Сегодня, когда человек вынужден думать, как добыть любыми путями средства для существования, лечения и учебы самого себя и своих детей – этот человек поневоле начинает отходить от вечных ценностей добра, уважения к своей Родине и природе. В нашем, признанном всем миром священном, сакральном Алтае необходимо установить каноны поведения человека разумного, в том числе и для туристов. Мы от безысходности стали поднимать руку на свою мать-природу. Участие в варварской вырубке лесов, сборе лекарственных растений и истреблении краснокнижных животных – из-за отсутствия работы, из-за отсутствия денег на нормальное существование себя и своих детей. Это крайне важно – обеспечение аборигена работой, чтобы он мог себя прокормить. Когда абориген берется за топор или ружье, никакими законами, заповедниками или охранными службами не спасти от него его же окружающий мир. Природа Республики Алтай находится у крайней черты и сейчас особенно важно осуществление всех мероприятий, о которых говорится сегодня за этим круглым столом. Нет работы, денег - рубим священные кедрачи. Нет газа для отопления, не газифицируем деревни, гоним газ за рубеж – рубим весь лес вокруг своих деревень. Всем известны факты продажи на рынках, священного для алтайцев, арчына-можжевельника. Его покупают и сами алтайцы. А ведь раньше для алтайца взять арчын в природе можно было, только соблюдая множество сакральных ритуалов. Или вот получило широкое распространение иметь на турбазах шутовских шаманов с бубнами. Иногда в этих комедиях принимают участие и сами алтайцы. Причина – деньги. Опустошается душа главного хранителя природы Горного Алтая, его коренного жителя.

По этим же причинам алтаец уже взялся за уничтожение самого себя, отказываясь от своего родного языка. Практически половина детей алтайцев не знают своего родного языка.

Недавно пришлось бывать в труднодоступном селе Саратан Улаганского района. Там в семье, где дети не ходят даже в детсад, дети говорят на русском языке, они смотрят телевизор, где нет детских программ на алтайском языке. Дети не ходят в детсад, поскольку родители не тянут это финансово, или родителям некогда отвлекаться, круглые сутки надо ходить за скотом, благодаря которому есть хоть пропитание всей семье. В наших деревнях безработица гарантированно выше 50-80%, несмотря на официальную статистику 8-10%.

От РОД «Алтай Курултай» предлагаю внести в проект резолюции круглого стола следующие пункты: добиваться реализации Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. №703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №666» в части выполнения пункта 5: Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются: д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации». Доработать нормативную базу законодательства РА в части введения обязательных этнологических экспертиз и получения положительного заключения при осуществлении любых строительных проектов в РА. Ввести обязательное обучение на родном алтайском языке всех предметов в начальных классах школ в селах проживания алтайского населения РА. Ввести экологический въездной сбор для всех въезжающих на территорию РА в размере 250 рублей с человека. Это даст ежегодно около 600 миллионов рублей в доход республиканского бюджета. Эти деньги направить на сбор и переработку мусора, на экологические мероприятия, на поддержку малого экологического бизнеса и зеленый туризм. Эти деньги будут дисциплинировать и нас самих, так как заплатившие эти деньги туристы с нас самих спросят, потребуют необходимую культуру, чистоту и весь остальной сервис оказываемых услуг на должном уровне.

Почетный архитектор России, член Союза архитекторов России, Заслуженный строитель РА, почетный гражданин РА, главный инженер автономного учреждения «Экспертиза РА» Михаил Епишев поддержал мысль о создании на базе «Алтайской долины» этнокультурного центра и говорил об оформлении знаковых мест республики с национальным уклоном, начав с деревянной коновязи в зале Дома дружбы народов и затем коснувшись комплекса на въезде в Республику Алтай со стороны Долины свободы:
- У нас есть ключевые участки, которые говорят о нас, в том числе в духовном отношении, вот как этот комплекс – он создает первое впечатление. А ведь были попытки отдать его под торговлю. Вот участок возле аэропорта – есть решение перенести туда автовокзал. Это место тоже сразу должно давать впечатление об Алтае и о нас, его нужно грамотно и с национальным колоритом оформить, как и другие подобные места, граница с Монголией, с Казахстаном. Ну и конечно – наши сакральные места требуют такого же отношения, грамотного и бережного. У всех на слуху большой проект берегоукрепления и набережной в районе Артыбаша, плюс благоустройства территории. Нужная работа, но почему получился просто проект набережной? А ведь столько идей, легенд об Алтын-кель... Так много разных вариантов.

Михаил Делдубаевич также коснулся строительства девятиэтажки за физматом – «ведь это культурно-исторический центр, откуда город развивался... Кому объяснить эти вещи, кто нас поймет? Люди, имеющие большой опыт работы, сегодня оттеснены... и у эксперта руки-ноги связаны, ты не имеешь права требовать внесения каких-то архитектурных национальных элементов, если документ идет в рамках нормативов. Сегодня в администрации Горно-Алтайска нас не знают и боятся, в муниципалитетах кто угодно занимается архитектурными решениями». По мнению архитектора, при принятии любого решения по строительству любого объекта необходимы общественные слушания с привлечением специалистов. Почетный архитектор России Михаил Епишев предложил включить в резолюцию внесение изменения в градостроительные документы РА в части проектирования и строительства основных объектов общественного и жилищного строительства с учетом региональных особенностей территорий (элементы национальной архитектурно-художественных решений, традиций в планировке усадебной застройки) и данные требования внести в Правила землепользования и застройки территорий муниципалитетов.

Антонина Распаева, руководитель турочакского филиала «Сакрального Алтая», рассказала, что в Турочакском районе 84 сакральных объекта, которые пока невозможно узаконить, хотя документы об отнесении этих объектов к памятникам природы для последующей охраны есть аж от 1980 года. В районе есть объекты федерального и регионального значения, причем широкая общественность об этом не знает, и объекты не имеют паспортов, хотя по закону это необходимо. «По дну сакрального Телецкого озера проведен кабель, в районе турбазы «Алтай Вилладж», у меня акт на руках, когда комиссия это утверждала, и единственный человек, который был против – это Петр Бедушев. Сейчас от горнолыжки 8 км можно протянуть линию – надо же уже убирать кабель со дна? Нам необходим закон о сакральных местах в РА, региональный, если он будет – нам будет проще работать и мы сохраним наши сакральные места. Я — кузенка, я свою историю знаю, а вот люди живут в селе Тондошка, которому 350 лет, очень старое село, у нас таких немного совсем, и когда вокруг него вырубаются леса – это очень страшно», - говорила Антонина Александровна. Зинаида Танышевна дополнила – по ее сведениям, закон о сакральных местах одобрен минфином РА и сейчас проходит экспертизу в ГПУ правительства.

Светлана Майманова, депутат Усть-Коксинского райсовета, аймак-башчи Усть-Коксинского района, выразила благодарность и признательность Зинаиде Тырысовой и ее «Сакральному Алтаю», отметив, что это практически единственная организация, которая действительно проводит работу по сохранению сакральных мест в нашем регионе. При этом сегодня население увлеклось зарабатыванием денег, а вот про экологию как-то забыли: «Мы каждый раз на заседаниях разных организаций говорим об осквернении наших священных мест, перевалов, родников, но все предлагаемые меры пока что остаются лишь словами. Очень понравилось выступление Василия Дмитриевича (Кудирмекова, - прим.авт.) в части того, что часто от самих жителей РА идет осквернение священных мест, продажа арчына и прочее. Такое нужно искоренять, конечно. Говоря о кадровом составе, нужно отметить, что в каждом районе в руководстве должны работать действительно специалисты, а не родственники глав. Ситуация с берегами рек, особенно Катуни, нужно взять на контроль, они загажены не только туристами, но и местными. При этом мы не знаем, какой доход от туристов поступает в бюджет нашего района, республики, информации-то нет». Выступающая отметила также недопустимость искажений географических названий.

Алтынай Матина, руководитель организации «Алтын казык», поделилась позицией относительно своей сферы – она занимается сбором и изучением алтайского фольклора. По ее мнению, сегодня довольно много искажений легенд (и даже придумываний) допускается экскурсоводами, появляются лже-шаманы на турбазах и рядом с туробъектами: «Нам необходим ресурсный центр именно по нашим легендам, говорю по своему опыту, и там нужно обучать экскурсоводов. Больно видеть также, что, например, в Чойской районе местные жители давно не интересуются Николаем Улагашевым, вообще, эта проблема — безразличие — касается особенно северных районов, а отвечая на вопрос о том, кто такой сказитель, почему-то называют Болота Байрышева... Он действительно ездит и популяризирует нашу культуру, он молодец, но все же ситуацию надо менять».

На этом вторая часть мероприятия была закончена.

Инна Жулаева, продолжение в следующем номере

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 голосов)